90-летний юбилей отметил ветеран ЧЦЗ Николай Носов
В декабре ему исполнилось 90 лет. Родился Николай в деревне Вашутино Пермского края. Его мать рано овдовела, но вскоре снова вышла замуж. В большой семье стало четыре брата и две сестры. Когда началась война, Николаю было 12 лет. Жизнь в деревне стала совсем тяжелой. Как он вспоминает сегодня, приходилось есть даже траву. Доходило до того, что они буквально пухли от голода. Хотя и работал он в колхозе на лошади: пахал, сеял, боронил, возил грузы. Старшие братья ушли на фронт, а отчима забрали в трудовую армию. Поэтому, когда в 1944 году появилась возможность уехать учиться в Красноуфимск в железнодорожное училище, он сразу зацепился за эту возможность.
— Приехал я в город на товарном поезде, без документов, хотя на тот момент уже окончил пять классов. Поэтому сначала меня не приняли. Пришлось опять на товарняке в деревню возвращаться.
Кое-как добрался, чуть свою станцию не пропустил, спрыгнул прямо на ходу. Старший брат мой к тому моменту уже вернулся с фронта после ранения и работал в милиции. Он и помог мне побыстрее получить в школе документы. В итоге приняли меня на помощника машиниста, — вспоминает Николай Андреевич.
После окончания в 1946 году училища он начал работать кочегаром, набираться опыта. И лишь через полтора года его назначили на должность помощника, а затем, после окончания дополнительной учебы, он стал машинистом.
В 1953 году семья переехала в Челябинск. На цинковом заводе с удовольствием приняли молодого специалиста, имеющего опыт работы на «большой» железной дороге. Начались обычные трудовые будни.
Работая на Челябинском цинковом заводе, Николай окончил восемь классов вечерней школы и пошел учиться дальше, теперь уже на машиниста тепловоза. В 1970-х годах именно он привел на предприятие первый тепловоз и начал обучать искусству его управления своих коллег.
— Бывает, скомкаю газетку и спрячу ее под контактор. Позову кого-нибудь из машинистов и предлагаю ему двигатель тепловоза запустить. Тот начинает все включать, щелкает контактором, а тепловоз не заводится! Так я учил их обращать внимание на мелочи и детали, проверять все досконально, чтобы в дороге ничего не случилось, — улыбаясь, вспоминает ветеран.
Он и сегодня остался таким же — жизнерадостным и веселым человеком, которого совершенно не тяготит почтенный возраст.
— Много воды утекло с тех пор, — продолжает Николай Андреевич свой рассказ. — Завод изменился очень, в лучшую сторону конечно. Раньше едешь мимо него на трамвае — и нос зажимаешь, до того запах неприятный. А сейчас на территории такая чистота, что не в каждом подъезде встретишь! Молодцы заводчане, не останавливаются в развитии производства, да и окружающей среде внимание уделяют. Ведь когда вокруг все прибрано и красиво, то и на работу идешь с удовольствием!
— Приехал я в город на товарном поезде, без документов, хотя на тот момент уже окончил пять классов. Поэтому сначала меня не приняли. Пришлось опять на товарняке в деревню возвращаться.
Кое-как добрался, чуть свою станцию не пропустил, спрыгнул прямо на ходу. Старший брат мой к тому моменту уже вернулся с фронта после ранения и работал в милиции. Он и помог мне побыстрее получить в школе документы. В итоге приняли меня на помощника машиниста, — вспоминает Николай Андреевич.
После окончания в 1946 году училища он начал работать кочегаром, набираться опыта. И лишь через полтора года его назначили на должность помощника, а затем, после окончания дополнительной учебы, он стал машинистом.
В 1953 году семья переехала в Челябинск. На цинковом заводе с удовольствием приняли молодого специалиста, имеющего опыт работы на «большой» железной дороге. Начались обычные трудовые будни.
Работая на Челябинском цинковом заводе, Николай окончил восемь классов вечерней школы и пошел учиться дальше, теперь уже на машиниста тепловоза. В 1970-х годах именно он привел на предприятие первый тепловоз и начал обучать искусству его управления своих коллег.
— Бывает, скомкаю газетку и спрячу ее под контактор. Позову кого-нибудь из машинистов и предлагаю ему двигатель тепловоза запустить. Тот начинает все включать, щелкает контактором, а тепловоз не заводится! Так я учил их обращать внимание на мелочи и детали, проверять все досконально, чтобы в дороге ничего не случилось, — улыбаясь, вспоминает ветеран.
Он и сегодня остался таким же — жизнерадостным и веселым человеком, которого совершенно не тяготит почтенный возраст.
— Много воды утекло с тех пор, — продолжает Николай Андреевич свой рассказ. — Завод изменился очень, в лучшую сторону конечно. Раньше едешь мимо него на трамвае — и нос зажимаешь, до того запах неприятный. А сейчас на территории такая чистота, что не в каждом подъезде встретишь! Молодцы заводчане, не останавливаются в развитии производства, да и окружающей среде внимание уделяют. Ведь когда вокруг все прибрано и красиво, то и на работу идешь с удовольствием!