На Челябинском цинковом заводе начался демонтаж здания первой электрической подстанции
На Челябинском цинковом заводе начался демонтаж здания первой электрической подстанции
Строительство первой заводской распределительной подстанции началось в 1931 году, одновременно с другими объектами электроснабжения предприятия – центральной трансформаторной и ртутно-преобразовательной подстанциями. Кабельные линии первого ввода были проложены от Челябинской государственной районной электростанции, расположенной на восточном берегу реки Миасс. Трасса была очень сложной, так как проходила по дну реки и затем – по заболоченной местности к заводу.

- Это даже не подстанция была, а распределительное устройство, - рассказывает Александр Бабинов, начальник электротехнического цеха. – Подстанция подразумевает еще какое-то преобразование электроэнергии, а это был чисто распределительный объект: электропитание поступало сюда по кабельным вводам от ЧГРЭС и уже дальше распределялось по заводским инфраструктурам посредством электрических фидеров. Видимо поэтому первая заводская подстанция и получила свое название.

Понятие «фидер» в переводе с английского означает «питающий». В электроэнергетике – это весь комплекс оборудования, который участвует в передаче электроэнергии от одного объекта до другого. То есть, не просто кабельные линии от пункта А до пункта Б, а еще оборудование трансформации, измерения, коммутационные аппараты, различные компенсаторы и устройства защиты, подключенные к ним с обеих сторон.

В начале 1932 года на объект стало поступать первое оборудование – из-за рубежа. В связи с этим в составе технической группы по строительству завода был образован электромонтажный цех. В его обязанности входила комплектация строящихся объектов электроснабжения необходимым оборудованием, монтаж, ревизия, наладка и обслуживание.

Фидерная подстанция была введена в эксплуатацию в 1935 году. «5 апреля сдается в эксплуатацию фидерная подстанция. Включение проходит нормально, оборудование работает исправно», - говорится в книге по истории завода «Цинк. Годы. Имена». А уже через 4 дня (9 апреля 1935 года) был получен первый катодный цинк.

Подстанция представляла из себя трехэтажное здание, в котором оборудование находилось, в зависимости от своего назначения, на разных уровнях: 1-й этаж – линейный коридор, т.е. помещение, где находились питающие и отходящие кабельные линии с линейными разъединителями; 2-й этаж – коридор управления и камеры с масляными выключателями; 3-й этаж – шинный коридор, в нем располагались сборные шины и шинные разъединители фидеров. В отдельном помещении находился щит управления, выполненный из мраморных фасадных панелей.

С годами расширялось производство цинкового завода, что требовало дополнительных электрических мощностей, строительства новых заводских подстанций. До 1964 года Фидерная подстанция была единственным объектом, через который завод снабжался электроэнергией. В 50-е годы здание расширили, достроив еще одно распределительное устройство. Несколько раз подстанция подвергалась реконструкции. Со временем почти все импортное оборудование было заменено на отечественное, но некоторое доработало до окончания эксплуатации подстанции.

- Первая подстанция цинкового завода проработала почти 70 лет! В 2003 году закрылось старое производство, к которому она была привязана, поэтому необходимость в «Фидерной» отпала, - вспоминает Александр Бабинов. – Вскоре после ее закрытия все оборудование разобрали – оно давно устарело. Но в здании еще располагалась заводская АТС. В прошлом году телефонная станция переехала в новое помещение, поэтому здание бывшей «Фидерной» было решено демонтировать.

К работам по демонтажу здания уже приступили. К середине мая они должны быть полностью завершены. А на этом месте завод планирует построить новый тепляк для железнодорожных вагонов. В нем будет оттаивать поступающий на предприятие концентрат.

Все, что останется от героического объекта – масляный выключатель на 10 киловольт и 1200 ампер. Оборудование, изготовленное в 30-е годы прошлого столетия итальянской фирмой «Magrini», бережно хранится в музее Челябинского цинкового завода. На табличке у экспоната написано, что он был смонтирован на подстанции «Фидерная» и эксплуатировался с момента пуска завода в 1935 году до 1990-х годов и был демонтирован только после прекращения эксплуатации подстанции в 2003 году.